Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом» Июнь, 2017 / Заповедник модерна

Заповедник модерна


В парке Каменного острова в Санкт-Петербурге сохранилось значительное число особняков, построенных в стиле северный модерн. Это национально-романтическое направление в архитектуре, характерное для стран Балтийского региона, является частью интернационального движения, получившего разные названия: модерн (Англия, Россия), ар-нуво (Франция и Бельгия), югендстиль (Германия), сецессион (Австрия), либерти (Италия). Его развитие было краткосрочным, оно захватывает период чуть более двух десятилетий конца XIX — начала XX веков. Революционные настроения тех лет затронули архитектуру. И модерн, часто называемый новым стилем, призван был отразить дух современности и противопоставлялся царившей классицистической системе. Северный модерн является одним из вариантов русского модерна и активно развивался в Петербурге.

Становление нового стиля проходило во многом в процессе строи­тельства индивидуальных жилых домов — дач и особняков. В этом направлении архитектуры над автором не довлеют строгие ограничения городских норм и правил, ему проще экспериментировать и предлагать оригинальные идеи. Так совпало, что в конце XIX столетия стало модным жить в загородном доме, и Каменный остров оказался идеальной площадкой для частной застройки столичной элиты. Именно здесь архитекторы Василий Шене, Владимир Чагин, Роман (Роберт-Фридрих) Мельцер и другие построили жилые дома, ставшие памятниками отечественного неоромантического направления модерна.

Пожалуй, самый монументальный на Каменном острове — особняк Фолленвейдера, расположенный по адресу: Большая аллея, 13. Здание выделяется среди окружающей застройки мощными оштукатуренными стенами, многоскатной черепичной кровлей, огромным шатром и массивными дымовыми трубами. Оно было построено в 1904–1905 годах архитектором Романом Мельцером для швейцар­ского подданного Эдуарда Фоллен­вейдера, совладельца торгового дома «Грани», поставщика Императорского двора. Заказчику было удобно работать с Мельцером — тот проекти­ровал по соседству и собственный дом. Первоначальный вариант здания представлял собой комбинированную конструкцию из дерева и камня, но в итоге архитектор построил стены дома исключительно из камня.

На стилевое решение особняка оказали определенное влияние работы классиков национально-романтического направления Финляндии архитекторов Элиэля Сааринена, Германа Гезеллиуса и Армаса Линдгрена, в частности образ их личной усадьбы «Виттреск» (о ней мы писали в №8,2013. — Прим. ред.). Здание словно вырастает из земли, цоколь облицован на разную высоту крупными гранитными блоками, светлые стены контрастируют с красной черепицей кровли. Мельцер мастерски вписал здание в рельеф участка, имеющий перепад высот. Несмотря на разно­образие фасадов и достаточно сложную структуру, состоящую из различных объемов и высот, дом передает ощущение органической целостности. Лаконичная отделка фасадов в немалой степени способствует этому впечатлению.

Планировочное решение особняка сочетает традиционную коридорную систему с перетекающими простран­ствами парадной зоны первого этажа: гостиной, столовой, крытой веранды. Даже кабинет имеет два входа — из вестибюля и гостиной. На втором этаже находятся приватные помещения: спальни, гардеробная, будуар, библиотека, детская игровая и ванные комнаты. В шатровой башне помещена лестница, связывающая этажи дома. В отделке интерьеров, которая частично сохранилась, архитектор использовал традиционные для стиля флористические мотивы. 

Анна Савина

Фото: Дмитрий Ромашков

 
Все права защищены. 
© 1998-2019 ООО "РИА Русское Бизнес Агентство"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "РИА Русское Бизнес Агентство" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Партнеры