Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Март, 2013 / Хорошая архитектура для пассивного дома

Хорошая архитектура для пассивного дома


Мариам Гукасян
Фото: Павел Колосов

Строительство: компания «МОССТРОЙ-31»

О первом сертифицированном россий­ском пассивном доме, который был по­строен в 2010–2011 годах в Южном Бутово, наш журнал уже делал достаточно подробный репортаж (см. № 1 / 2012). Однако публикация в основном затрагивала вопросы снижения энергопотребления, оставляя за кадром архитектурные особенности и дизайн интерь­еров. Между тем, архитектура здания оказывает самое непосредственное влияние на уровень энергозатрат. Определенная ориентация помещений по сторонам света, эффективное использование естественной освещенно­сти, грамотное зонирование простран­ства и ряд других архитектурных приемов позволяют экономить тепловую и электрическую энергию, не наращивая потенциал дорогостоящего инженерного оборудовании и не увеличивая толщину теплоизоляционного слоя. Кроме того, любые самые передовые технологии теряют смысл, если в них неудобно жить, если интерьер не отмечен качест­венным и привлекательным дизайном.
Шахматный дом в стиле конструктивизма
У дома в Бутово фактически было два автора-проектировщика. Aрхитектор Томас Кнехт, специалист по проек­тированию пассивных домов из немецкого института пассивного дома, отвечал за технологические параметры — снижение потерь тепла и малое энергопотребление, а российский архитектор Алексей Левашов искал достойную эстетическую оболочку. Современный стиль дома и монолитная технология строительства с несъемной опалубкой из пенополисти­рола были заданы заказчиком. Причем по монолитной технологии возводились все конструкции, включая и внутренние стены, поэтому планировку дома особенно важно было тщательно продумать до стадии возведения фундамента.
Руководствуясь базовыми принципами конструктивизма и требованиями энергосбережения, архитектор А. Левашов собрал двухэтажное здание с плоской кровлей площадью около 250 кв. м из прямоугольных объемов, внутри каждого из которых разместилась определенная функция: жилая комната, гостиная, кухня-столовая, сауна, стоянка-гараж, котельная и т. д. Подвалов в доме нет, балкон устроен на кровле первого этажа, а чтобы сделать навес над входом, входную дверь сместили вглубь. Эти приемы позволили максимально исключить узлы, устройство которых может привести к утечкам тепла через так называемые мостики холода.
Пассивный дом в Бутово выглядит скульптурно, монументально, но не громоздко благодаря пластическому и цветовому членению фасадов. Контрастная серо-белая ахроматическая гамма гармонично воспринимается как в заснеженном зимнем пейзаже, так и на фоне летней зелени.
Шахматное черно-белое решение органично перетекает с фасадов в интерьеры.
Принцип необходимого и достаточного
В основе философии проектирования пассивного дома лежит принцип необходимого и достаточного. Пассивный дом в Бутово строился в расчете на проживание семьи из четырех человек, и в нем есть все для того, чтобы такая семья чувствовала себя вполне комфортно: три основных спальни и четвертая гостевая, три санузла, кухня-столовая, гостиная, сауна, гараж-навес на два автомобиля, хозяй­ственные и технические помещения. В теплое время года приятным дополнением к этому стандартному набору жилых пространств становятся две открытые террасы.
Деление на функции между этажами вполне традиционно для любого современного дома: первый — об­щественные и гостевые зоны, технические и хозяйственные помещения; второй — приватная зона (спальни, санузлы, гардеробная). Сейчас в доме живет только супружеская пара, и, по словам хозяина, вторым этажом они практически не пользуются — для двоих вполне достаточно помещений, расположенных на первом уровне.
В дом можно попасть с четырех сторон, при этом три из четырех входов имеют некую промежуточную зону, препятствующую проникновению в дом холодного воздуха, а для четвертого предусмотрено преимущественно летнее исполь­зование.
Главный вход организован со стороны въезда на участок. Миновав небольшой тамбур-прихожую, в которой можно оставить верхнюю одежду, попадаем в протяженный белый коридор. Это центральная артерия дома. Два широких портала справа ведут в гостиную и кухню-столовую, которые решены в едином объеме. Слева по лестнице с белокаменными забежными ступенями можно подняться на второй этаж. В дальней части дома расположена гостевая спальня с санузлом, сауна с душем, техническое помещение, в котором установлены системы жизнеобеспечения: тепловой насос, рекуператор воздуха, стабилизатор напряжения и система водоподготовки. В эту часть дома можно также попасть из гаража через небольшой тамбур-кладовку.
Третий выход на улицу ведет через сауну на открытую террасу, где установлено джакузи. В данном случае роль промежуточного тамбура берет на себя предбанник.
Еще один способ войти в дом — через раздвижные стеклянные двери в кухне. Зимой площадка рядом с домом, вымощенная полированным черным керамогранитом, представляет собой травмоопасный каток, поэтому этим входом активно пользуется только собака, освоившая технологию автоматического открывания раздвижных дверей, оборудованных датчиком движения. Зато летом на площадку выставляют садовую мебель, разворачивают полосатый навес‑маркизу, и у столовой появляется приятное продолжение в виде террасы на свежем воздухе.
Эстетика контрастов
Особенность интерьеров дома состоит в использовании простых прямоугольных объемов, чистых прямых линий, в контрасте темного и светлого, глянцевого и матового. Между подобными шахматной доске белыми «клетками» коридора и кухни встроен серый квадрат гостиной. На ахроматическом фоне эффектными пятнами выделяются немногочисленные цветовые акценты — лиловая орхидея, красная груша-тренажер…
Разделение на функциональные зоны поддержано разноуровневыми полами и потолками и оформлено широкими открытыми порталами. К примеру, чтобы попасть из коридора в гостиную, необходимо спуститься на несколько ступеней, а чтобы перейти из гостиной в зону кухни-столовой, нужно подняться на один уровень.
Сверкающая белым глянцем кухня с огромными окнами от пола до потолка — олицетворение чистоты, территория, наполненная светом и воздухом. Барная группа с высокими креслами-табуретами совмещает в себе пограничную функцию с задачами элемента, объединяющего гостиную и кухню в единое пространство.
В гостиной преобладают матовые темные поверхности: серо-графитовая облицовка пола и стена-стеллаж, совмещенный с порталом дровяного камина, пушистый черный ковер на полу и мягкая диванная группа в нише-эркере создают закрытое, защищенное пространство, наполненное теплом и уютом («мой дом — моя крепость»).
В отличие от русской печи, конструкция которой продумана так, чтобы как можно меньше тепла из дома в прямом и переносном смысле «вылетало в трубу», камин больше греет душу, нежели нагревает воздух в доме. Поэтому, чтобы сохранить герметичность оболочки, которая является одной из основ пассивного дома, топка камина герметично закрыта шторкой из огнеупорного стекла.
В глубине дома устроено помещение с сауной и душем, с выходом на небольшую террасу, на которой установлено джакузи с гидромассажем. Первоначально предполагалось, что джакузи будет использоваться круглый год в качестве купели. Однако впоследствии выяснилось, что для этого необходимо постоянно, в любой мороз поддерживать его в рабочем состоянии, что для пассивного дома непозволительная роскошь. Поэтому сауной с электрической каменкой хозяева пользуются и зимой, а джакузи «законсервировали» до весны.
Вход на второй этаж оформлен парными авторскими живописными панно в современном стиле. На восточной стене изображен пейзаж на восходе, на западной — тот же пейзаж на закате.
Спальни оформлены в минималистском стиле. Его можно было бы опре­делить как аскетичный, если бы не роскошные виды, которые открываются из окон и становятся частью дизайна интерьеров. Особенно эффектно выглядит продолговатое узкое окно в одной из спален. Расположенное горизонтально на уровне глаз, оно воспринимается как картина, изображение на которой меняется в зависимо­сти от сезона года и времени суток.
Материалы и технологии
Выбор материалов и технологий, использованных в отделке дома, подчинен общей идее рациональности и высокой технологичности. Порталы и подвесные потолки, за которыми размещено основное освещение, собраны из гипсокартона, а белую декоративную отделку стен выполняли прямо по опалубке из пенополистирола, что позволило значительно снизить стоимость отделочных работ. Вместо природного мрамора или гранита в гостиной, кухне-столовой, на лестнице и в коридорах используются его имитации из керамического гранита. Современный стиль архитектуры и технологичность самой идеи пассивного дома делают подобную подмену природных материалов на современные высокотехнологичные продукты вполне логичной и оправданной как с точки зрения стилистического единства, так и с позиций практично­сти в эксплуатации. Для интерьера каждого помещения выбран соответ­ствующий его функции материал для подражания. В сауне (разумеется, не в парилке, а в предбаннике и душе) стены и полы облицованы керамогранитом под дерево. Для отделки полов в спальнях использован керамогранит в бежевых и бледно-лиловых тонах с тонким цветочным орнаментом, с фактурой, имитирующей шелковую ткань.
Систему освещения дома также можно смело назвать функциональной и экономичной. Вместо люстр, подвесов и торшеров используются встроенные точечные светильники. а также источники света, скрытые за подвесными потолками. Этот способ максимально приближен по восприятию к естественному свету.
В дневное время в искусственном освещении практически нет надобности — в каждом помещении, включая санузлы, есть большие окна. Для лест­ницы вполне достаточно света от шести прямоугольных оконных проемов — трех в крыше и трех на фасаде.
Как известно, через окна в дом проникает не только свет, но и холод. По­этому чтобы сэкономленные на освещении киловатты не вылились в мегаватты, потраченные на отопление, были выбраны особые, «теплые» оконные конструкции и использована специальная технология их монтажа. В доме установлены деревянные окна белорусского производства с широкими двухкамерными стеклопакетами, заполненными аргоном, с теплоизоляционными вставками (дистанционными рамками) и специальными селективными стеклами. Аналогичная система действует и в балконных дверях.
Оконные и дверные коробки изолированы от бетонных ограждающих конструкций слоем пенополистирола и смещены в область теплоизоляционной оболочки дома, что позволяет избежать образования мостиков холода. Для защиты от перегрева в летнее время применяют солнцезащитные жалюзи.
Хотя дом находится в Бутово, то есть в черте Москвы, участок застройки не был подключен к газовой сети. Поэтому применение для отопления теплового насоса мощностью 10 кВт оправдано не только желанием поэкспериментировать с новой технологией, но и экономической целесообразностью.
Неотъемлемой частью любого пассивного дома является система приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла (а летом — холода). Рекуператор работает как на подо­грев воздуха, так и на его охлаждение в жаркое время года. Управление рекуператором и всей системой вентиляции осуществляется при помощи сенсорной панели, расположенной возле входа в котельную. Панель позволяет задать программу, опре­деляющую алгоритм изменения (по дням и часам) температурного режима и интенсивности воздухообмена в помещениях.
Любая красота должна быть функциональна
Поскольку основной целью, которая привела нас в Бутово, стали архитектурные особенности дома, в заключение вернемся именно к этой теме. «По опыту ремонта в своей квартире я знаю, что далеко не всегда непрофессионал способен понять и оценить замысел архитектора на промежуточном этапе. Поэтому мы решили дать нашему архитектору Алексею Левашову карт-бланш даже тогда, когда нам казалось лучше сделать по другому, — рассказывает хозяин дома Сергей Белорусов. — Надо сказать, что в большинстве случаев этот подход оправдал себя, но в некоторых нюансах правы оказались мы. Например, мощение вокруг дома по настоянию архитектора было сделано из полированного темного керамогранита. Получилось очень красиво, но очень скользко, особенно зимой. Сделать подогрев мы не можем, так как это дополнительные энергозатраты, которые идут вразрез с концепцией пассивного дома.
Или еще один момент, который может оказаться полезным читателям журнала, — отказ от плинтусов. В принципе это красиво, но, во-первых, очень сложно добиться идеального, красивого стыка пола и стены, во-вторых, возникают сложности с уборкой. Одним словом, любая красота должна быть функциональной. Но это мелочи, в остальном мы своим домом очень довольны».
Отвечая на вопрос, что еще в его следующем доме он хотел бы сделать не так, как в этом, Сергей Белорусов называет эксплуатируемую кровлю (действительно, уж если делать плоскую кровлю, то почему не использовать это пространство в качестве террасы или солярия?). Кроме того, в будущем он предполагает развить тему возобновляемой энергетики в частном строительстве и оборудовать дом солнечными коллекторами для нагрева воды.

 
Все права защищены. 
© 1998-2020 ООО "РИА Русское Бизнес Агентство"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "РИА Русское Бизнес Агентство" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Партнеры