Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Ноябрь-декабрь, 2013 / Розовая вилла Беатрис де Ротшильд

Розовая вилла Беатрис де Ротшильд


Полуостров Сен-Жан-Кап-Ферра — один из самых роскошных уголков Лазурного Берега. Именно в этом месте французской Ривьеры в начале ХХ века баронесса Беатрис Эфрусси де Ротшильд построила чудесную виллу, окруженную великолепными садами. Villa Ephrussi de Rothschild является в наши дни одной из самых известных открытых для публики достопримечательностей этого региона, в год ее посещают около 156 тысяч туристов.

Эксцентричная миллионерша

Шарлотта Беатрис де Ротшильд родилась в 1864 году в семье барона Альфонса Ротшильда, члена генерального совета Банка Франции. Семейным городским домом был дворец, возведенный в центре Парижа в ХVIII веке, а загородной резиденцией — огромный замок Ферьер, по­строенный архитектором Джозефом Пакстоном по заказу ее деда Джеймса, основателя французской династии Ротшильдов. Проживая в этих великолепных зданиях, можно было потерять представление о реальности и времени года. Однажды ее мать Леонора Ротшильд спросила у маркизы де Мен: «Скажите, что Вы делаете, чтобы у Вас в парке появились сухие листья?» Изумительные предметы искусства, собранные в поместье Джеймсом Ротшильдом, по­ложили начало страсти Беатрис к их коллекционированию.

В 1883 году в возрасте 19 лет Беатрис вышла замуж за Мориса Эфрусси, выходца из одесской купеческой семьи, который был на 15 лет старше ее. В 1905 году Беатрис унаследовала после смерти отца огромное состояние. В 1906 году во время одной из морских прогулок на яхте она обратила внимание на красивый скалистый мыс Кап-Ферра. Узнав, что участок земли площадью 7 га на самом узком месте перешейка продается и что король Бельгии Леопольд II также заинтересован в его приобретении, чтобы расширить свои уже имеющиеся соседние владения, она купила его немедленно, решив создать идеальную виллу.

В проектировании и строительстве здания хозяйка приняла самое активное участие. По словам современников, впоследствии именно о себе Беатрис говорила как об истинном авторе дома. Заказчица обращалась к десятку архитекторов, среди которых были и знаменитости того времени: Анри-Поль Нено, Шарль Жиро, Эдуард-Жан Ниерман. Но она была особенно трудным клиентом и отклонила проекты, предложенные именитыми архитекторами. В итоге баронесса остановила свой выбор на Жаке-Марселе Обюртене и Аароне Мессии, которые скрупулезно вы­полнили все ее требования. Важнейшим из них было размещение собранных ею коллекций картин, старинной мебели и скульптуры. Беатрис была страстным коллекционером произведений искусства и во взыскательных поисках по всему миру преуспела, сделав виллу отражением своих разнообразных интересов. Некоторые заказанные ею предметы привозили поездом на вокзал города Больё-сюр-Мер, и баро­несса совершала выбор прямо на перроне. В один из дней она купила развалины старинной часовни, чтобы сохранить одну фреску!

Строительство началось в 1907 году. Чтобы заказчица смогла лучше воспринять архитектуру и планировку здания, сначала был возведен макет из дерева, крашеного полотна и гипса в натуральную величину. Работы велись около шести лет, сопровождаясь различными проблемами и инцидентами. Один из них едва не стоил баронессе жизни — на нее чуть было не обрушились строительные леса, поваленные сильным порывом ветра.

Свой розовый дворец Беатрис назвала Иль-де-Франс (Íle-de-France), по имени роскошного корабля, на кото­ром путешествовала по Средиземному морю. Интересно, что этим именем чуть позднее был назван еще один, возможно, самый изысканный французский океан­ский лайнер. Усадьба стала зимней резиденцией баронессы, куда она регулярно приезжала, разделяя свое время между Парижем, Монако и Довилем. И хотя к тому времени они с мужем уже расстались, Морис Эфрусси обустроил для себя одну из комнат на вилле.

В 1933 году, за год до смерти, Беатрис завещала виллу и все свои коллекции французской Академии изящных искусств (Académie des Beaux-Arts).

Розовая вилла

Особняк окрашен в любимый цвет Беатрис. Северный фасад здания напоминает итальянские палаццо и имеет четыре, особенно обращающих на себя внимание элемента. Слева в угловой «башне» с огромными окнами расположена парадная лестница, соединяющая два этажа здания. Низкое правое крыло черпает свое вдохновение из итальянского Возрождения, центральный вход построен в готическом стиле, а выступающий из стены эркер внутренней лестницы — в стиле флорентийского Ренессанса.

Южный фасад выполнен абсолютно симметрично под заметным влиянием флорентийской и венецианской художественных школ эпохи Возрождения. Более того, архитектурные элементы фасада используют те же типы мрамора: Bianco Carrara, Rosso Verona, а также светло-серый. Эти высокоточные репродукции были сделаны по слепкам и фотографиям, предоставленным итальянскими мастерами, и несколько адаптированы под современную композицию.

Центром первого этажа является крытый внутренний дворик, где Беатрис принимала своих гостей. Выполненный в стиле патио итальян­ских ренессансных вилл, он представляет собой весьма причудливую постройку. Несколько рядов римской че­репицы над сводами второго этажа и потолок, изначально расписанный в технике тромплей в виде неба, поддерживали иллюзию двора под открытым небом. Оригинальная кон­струкция кровли позволяла проникать естественному свету внутрь парадного помещения через незаметные окна, расположенные по краям потолка. Большинство розовых колонн, поддер­живающих арки, изготовлены из мрамора, но некоторые в действительности являются металлическими опорами для конструкции виллы. Они были искусно покрашены под веронский мрамор также в технике тромплей. В галерее второго этажа в дни приемов размещались му­зыканты.

Из окон самого роскошного на вилле большого салона открывается великолепный вид на Больё-сюр-Мер и бухту Фурми. Старинные деревянные панели, которые украшают стены салона, были привезены из парижского отеля Крийон, полностью отремонтированного в 1907 году. Беатрис выкупила и отреставрировала декоративные панели, роспись которых приписывается известному французскому архитектору и живописцу Пьеру-Адриену Пари. Интерьер дополняют редкие ковры из Версальского дворца и Лувра, сделанные по королевским заказам, замечательный мебельный гарнитур в стиле Людовика XVI и два столика для игр. Потолок в одной из частей салона украшен полотном венецианского живописца Джандоменико Тьеполо, изобразившего колесницу Венеры, запряженную голубями.

Личные апартаменты Беатрис Эфрусси, расположенные на первом этаже в юго-восточной части виллы, сохранились в том виде, в каком были при ее жизни. Будуар украшен расписанными в помпейском стиле дере­вянными панелями. Здесь находится изящный туалетный столик Марии-Антуанетты. Из спальни открывается изумительный вид на бухту Вильфранш-Сюр-Мер. В прилегающем гардеробе хранится коллекция нарядов XVIII столетия. Ванная комната представляет собой ротонду с отделанными расписными деревянными панелями стенами. Сантехника расположена в боковых отделениях, скрытых за дверями. В бывших апартаментах Мориса Эфрусси сейчас размещена коллекция француз­ского фарфора.

Второй этаж был отведен под спальни для гостей, а также для размещения многочисленных коллекций. Здесь можно выйти на широкую лоджию, с которой открывается прекрасный вид на сад и окружающее полуостров море.

Девять садов

Беатрис считала себя автором не только архитектурного замысла виллы, но и ландшафтного дизайна. Место возведения виллы было изначально безжизненным, каменистым и обдуваемым всеми ветрами. С 1906 по 1912 год в этот участок земли был вложен поистине титанический труд. Скалу разрушали с помощью динамита, территория перекраивалась, на ней делались насыпи и обустраивались тер­расы. Баронесса консультировалась с лучшими ландшафтными архитекторами, среди которых были Ахилл Дюшен и Гарольд Пето. Она сосредоточила свои усилия на обустройстве видимой части сада, оставляя остальное пространство для сосен, оливковых деревьев и лаванды.

Страстная путешественница, Беатрис представляла главный сад, находящийся на верхней террасе у южного фасада виллы, подобно палубе лайнера, скользящего по водной глади. Действительно, выйдя на лоджию дома, можно убедиться, что по желанию баронессы сад обустроен как продолжение виллы. Рейд Вильфранш-Сюр-Мер по правому борту и бухта Больё по левому борту… Симметрия цветников упорядочивает весь ансамбль, благодаря чему сад называется французским. На осевой линии виллы возводят небольшой храм Амура, который становится как бы ростральной фигурой сада-корабля. Из лоджии «адмирал» Беатрис могла наблюдать за работой команды садовников из 30 человек, одетых в форму моряков в беретах с красными помпонами.

После того как имение перешло в ведение Академии изящных искусств, ландшафтные работы продолжились под руководством опытного садовника Луи Маршана, увлекающегося ботаникой и живописью. Он восстановил к тому времени уже запущенный французский сад, сохранив лишь часть прежней планировки. Но особенно облик парка поменялся после устройства тематических прост­ранств. Новые сады, создание которых ранее ошибочно приписывали самой Беатрис, поочередно переносят посетителей в Испанию, Италию, Японию, Мексику, позволяя совершить кругосветное путешествие — практически трансатлантический круиз. Отметим также севрский и провансальский сады. Луи Маршаном был создан и сад камней — маленький музей под открытым небом. В нем находятся скульптуры и архитектурные эле­менты, приобретенные баронессой Эфрусси, но не нашедшие применения внутри виллы. В честь Беатрис, обожающей розовый цвет, был создан розарий — каскад из розовых кустов, окружающий небольшой шестиугольный храм.

В итоге виллу окружают девять великолепных садов, украшенных внутренними двориками, водопадами, декоративными прудами, цветниками, тенистыми аллеями и редкими видами деревьев. Музыкальные фонтаны добавляют сказочных ощущений. 

Редакция благодарит компанию Culturespaces и Французское общество содействия искусствам SFPA за предоставленную информацию

Сергей Измайлов

 
Все права защищены. 
© 1998-2019 ООО "РИА Русское Бизнес Агентство"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "РИА Русское Бизнес Агентство" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Партнеры