Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом» Ноябрь-декабрь, 2014 / Гармония сфер

Гармония сфер


Один из первых теоретиков архитектуры Витрувий был взыскателен к своей профессии и выдвигал немало требований. Архитектор, по его мнению, «должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, знатоком геометрии и истории, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах». Это неполный список, приведенный в «10 книгах об архитектуре», однако самым важным было знание и соблюдение универсальных законов, среди которых учение о «гармонии сфер» и следование принципу золотого сечения было обязательным. Наука давно установила, что золотое сечение — частный случай закона Фибоначчи, а числовые пропорции, выявленные Пифагором и его учениками, действительно универсальны и подчиняют разнообразные жизненные сферы, гармонии которых созидаются согласно математическому расчету.

Когда к архитекторам Анне и Андрею Ермолинским обратилась молодая девушка, увлеченная сочинением современной музыки, было ясно, что предлагать классический вариант дизайна интерьера нет необходимости. Исходная планировка квартиры площадью 115 кв. м в одном из домов Санкт-Петербурга предполагала возможность реализации оригинальных решений. «Форма квартиры, — рассказывают авторы проекта, —представляла собой сочетание двух правильных форм: четверти круга и квадрата. Мы решили подчеркнуть это весьма неожиданное соединение простых форм, сформировав веерную анфиладу, когда, находясь в одной комнате, можно не только видеть все остальное пространство, но и свободно переходить из одного помещения в другое. Из прихожей открывается вид на все помещения квартиры, в том числе и на самую удаленную его точку».

Принцип анфиладности, который утвердился в интерьерах «нового времени» и стал одной из визитных карточек стилистики классицизма и барокко, достаточно часто используется в планировке исторических зданий северной столицы, поэтому выбор такого объемно-планировочного решения, с одной стороны, было данью традиции, с другой, современным прочтением классической темы. «Современные интерьеры сложно классифицировать и поставить на полочку стилей. Однако есть ряд элементов, по которым можно ее определить, —рассказывают Анна и Андрей Ермолинские. — В этом проекте комфортный современный стиль усилен элементами необарокко».

С точки зрения размеров, самым большим помещением в квартире стала гостиная, которая кажется значительной за счет нестандартной конфигурации и наличия стеклянных перегородок и раздвижных дверей, визуально объединяющих ее с кухней, столовой и входной зоной. Кроме этих помещений, в квартире оборудованы просторная гардеробная и кабинет, который совмещает функции творческой мастерской и музыкальной студии, а также ванная комната и гостевой санузел.

«Гармония рождается по-разному, — считают архитекторы. — Она может быть основана на единстве форм, или, напротив, создана в борьбе и противоборстве. Нам интересен второй вариант». Гостиная в плане представляет собой квадрат. Чтобы визуально смягчить жесткость формы, использован ряд элементов конструктивного и декоративного характера. Одна из  стен гостиной облицована зеркальными панелями, которые, как и светопрозрачные оконные конструкции, работают не только на увеличение пространства, но и отражают все предметы, находящиеся в комнате, а также городской пейзаж за окном.

Дополнительный плюс конструкции дома заключался в том, что были запланированы дымоходы для дровяных каминов. Этим не могли не воспользоваться архитекторы. «Бесспорно, мы жители мегаполисов, —считают авторы проекта, — но традиционные ценности никто не отменял. Так приятно посидеть у огня вечером в компании друзей или предаться размышлениям у камелька одному». Это можно сделать благодаря двусторонней кассете, которая вмонтирована в перегородку, разделяющую гостиную и кабинет. Стена предварительно была не только дополнительно теплоизолирована с помощью двух слоев минеральной ваты, но и звукоизолирована, поскольку в кабинете установлены музыкальные инструменты. Предусмотрено и место для хранения дров, которое, как и невысокие подоконники, облицовано натуральным каррарским мрамором.

Тканевый декор проработан с особенным вниманием. Это связано с особенностями архитектуры дома, имеющего обширное фасадное остекление. Большие окна от пола до потолка потребовали тщательно проработать светодизайн и регулировку потоков естественного света, поэтому выбраны два типа тканей с разной степенью плотности и пропускной способностью:  легкая органза двух цветов и плотные портьеры крэш с эффектом мятой ткани. Контрастная цветовая гамма соответствует степени плотности ткани: светло-молочная и коричневая органза и шоколадная вискоза и бархат. Причем, при разном типе освещения ткани выглядят и воспринимаются иначе. Днем органза пропускает солнечный свет, а вечером при падении искусственного света  ткань теряет прозрачность, приобретая эффект матового стекла, что создает атмосферу защищенности и уюта.  Количество ткани для декора окна выбрано согласно классическим требованиям: ширина материала в три раза больше чем карниз, что позволяет создать богатые драпировки.

Для удобства в гостиной установлены моторизированные карнизы с дистанционным управлением. Это помещение является сердцем дома и многофункционально — используется как домашний кинотеатр и как каминная. Поэтому были выбраны модели, у которых есть программы, позволяющие управлять движением штор в разных направлениях:   справа налево и слева направо.

Колористика проекта основана на использовании нейтральной цветовой гаммы и ярких цветовых вставок. Так, в прихожей и кабинете одна из стен облицована мелкоразмерной плиткой итальянской компании Bisazza белого и шоколадного цветов, фасады корпусной мебели на кухне  цвета баклажана, керамическая отделка ванной комнаты имеет лазурный и золотой оттенки. За счет значительной площади цветовых включений колористическое решение динамично, подобно атональности современной музыки.

Дополнительные оттенки в колористике возникают в результате использования материалов с разными фактурами — гладкими, лакированными, буклированными, ворсистыми, поэтому один и тот же цвет может восприниматься по-разному. Например, в едином пространстве отделка пола массивной доской цвета светлого ясеня сочетается с напольной плиткой Andree Putman в виде шашечек и ковровым покрытием с эффектом меланжа. Тонкий переход тонов в рамках одного цвета и разница фактур позволяет не только создать благоприятную королистическую среду, но и зонировать пространство.

Меблировка квартиры лаконична. В качестве основы выбран «минимум миниморум» — только необходимые предметы мягкой и корпусной мебели. Причем многие элементы как мебели, так и света оригинальны с точки зрения дизайна и спроектированы согласно модной тенденции нарушения привычного представления о масштабе. Такими предметами являются в гостиной модульный диван с тканевой обивкой, торшер на длинной штанге, в спальне — потолочные плафоны, в ванной комнате —овальная ванна. Подобная игра масштабов свойственна  необарочной стилистике.

«В любой интерьер можно внести элементы иронии, которые придают дизайну новое измерение. Светильники в виде котелка и цилиндра Jeeves and Wooster английского дизайнера Джейка Фиппса, по нашему мнению, не только реплика на классический дизайн, но и прекрасный пример такого отношения. Они вызывают у заказчиков желание творить и менять свою жизненную среду».

Варвара Еремеева

Авторы проекта Анна Ермолинская и Андрей Ермолинский (архитектурная группа «А5 Фонтанка»)

Фото: Алексей Пахомов

 
Все права защищены. 
© 1998-2019 ООО "РИА Русское Бизнес Агентство"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "РИА Русское Бизнес Агентство" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Партнеры