Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Июль-август, 2014 / Редизайн хрущобы

Редизайн хрущобы


Как известно, в России за четверть века было построено около 290 млн кв. м «хрущоб», что составляло почти 10 % всего жилого фонда страны. Панельные и кирпичные хрущевки за следующие четверть века порядком поизносились, да и возводились они с расчетом срока службы в 25 и 50 лет соответственно, поэтому вполне естественными были инициативы и решения о сносе такого типа жилья. Однако далеко не все строения подлежат обязательному демонтажу. Так называемые несносимые пятиэтажки, как правило, дома серий 1–515, 1–510, 1–511, 1–447, признаны «более качественным фондом» и подлежат капитальному ремонту и реконструкции. Несмотря на значительное количество минусов у такого типа зданий — отсутствие лифта, слабая тепло- и звукоизоляция, устаревшие планировки и малый метраж жилой площади, — вкладываться в этот тип недвижимости считается так же выгодно, как и приобрести квартиру в новостройке. Стремительный рост городов оказал свою службу — большая часть хрущевок оказалась если не в центре города, то в непосред-ственной близости от него, поэтому одно-, двухкомнатные квартиры интересны как для постоянного проживания, так и сдачи внаем.

В одной из таких «хрущевских трущоб» 1960 года была куплена угловая квартира на последнем этаже. Первоначально владелец планировал использовать ее в коммерческих целях, однако распространенная практика сдавать квартиру в «убитом» состоянии была несимпатична, поэтому было принято решение сделать бюджетный редизайн «однушки», и приглашен архитектор Максим Тихонов, который получил полную свободу в рамках фиксированной сметы. 

В небольшой квартире общей площадью всего 30 кв. м были демонтированы старые антресоли, дощатые полы и межкомнатные перегородки. За счет реконструкции высота помещения увеличена на 15 см, что в итоге составило приятные 2,9 м. Пространство, лишенное ненужных перегородок, расширилось. Стала возможна реализация студийной планировки, объединяющей разные функциональные зоны: кухню, столовую, гостиную и кабинет. Оригинальная конструкция в форме куба, в которой размещены ванная комната и частично кухня, является композиционным центром квартиры. Доминирующее значение этого элемента подчеркнуто цветом. Если колористика всего интерьера построена на использовании нейтральных белого и светло-серого, то стены кубической конструкции окрашены в глубокий графитовый. Такой же насыщенный оттенок имеет керамогранит, которым выложены полы на кухне и в коридоре. За счет двоичного подбора отделочных напольных материалов — выбеленного дуба и серого керамогранита — создается визуальная перспектива углубления пространства, что немаловажно для небольших по метражу квартир.

Стены очистили от всех наслоений, в том числе и от штукатурки, что позволило ввести в интерьерный контекст фактуру кирпичной кладки. Включение оригинальной фактуры осуществлено локально, в прихожей. Для создания равновесия в дизайне интерьера облицовка большого рабочего фартука на кухне выполнена керамической плиткой, форма которой напоминает кирпичики. Такие объемные элементы вне зависимости от их конфигурации — правильной, симметричной или состаренной с щербинами — делают оформление стен весьма оригинальным.

Дополнительным бонусом углового расположения квартиры было наличие трех окон: двух с фасадной стороны, одного с торцевой, что позволяло максимально использовать возможности естественного освещения, поэтому светодизайн лаконичен и построен на использовании технического потолочного света немецкой компании Massive Hiro и дополнительного в виде небольших настольных светильников. Оригинальное решение освещения столовой-кухни — закрепить на опорном ригеле настенный светильник Artemide Tolomeo Parete с классическим белым плафоном. Высота светильника регулируется за счет длинной складывающейся штанги, что делает возможным менять интенсивность освещения этой интерьерной зоны.

Помещение кухни в типовой хрущевке — квадрат размером 2,3 x 2,3 м. За счет открытой планировки удалось раскрыть пространство и функционально насытить каждый квадратный метр. Из-за крошечных размеров кухни ни одна стандартная модель корпусной мебели не подошла, поэтому был построен каркас по авторским чертежам архитектора и куплены готовые белые фасады. Подоконник объединен единой столешницей и использован как дополнительная рабочая зона. Дом газифицирован и имеет «старинную», характерную для 1960-х годов систему подогрева воды в виде газовой колонки, которая претерпела незначительные изменения в виде замены металлического кожуха. Кухня, несмотря на компактность, может поспорить и с внушительными собратьями по уровню обеспеченности бытовой техникой.

Гостиная, объединенная с кабинетом, кухней и столовой, имеет большой стенной шкаф  практически во всю длину комнаты. Такая внушительная система хранения не только функционально, но и эстетически проработана, поскольку позволяет держать в идеальном состоянии квартиру и легко найти любую вещь.

Меблировка, как и декор, построена на принципе использования разностилевых и разноплановых элементов. Нашлось место и старому стулу «Тонет» из гнутой древесины, и дизайнерским креслам, разработанным Чарльзом и Реем Имзами для компании Vitra, и угловому диванутрансформеру с тканевой обивкой, и длинноворсному современному ковру, и шерстяному восточному, румынскому деревянному письменному столу 1960-х годов, и антикварному зеркалу начала XX века, и необычным настенным часам Sunburst в форме многоцветной 12-лучевой звезды, спроектированным Джоржем Нельсоном, и ярким постерам в стиле ретро. Все предметы в доме имеют свое место. Несмотря на такое стилистическое разнообразие вещей, дизайн лаконичен, строг и позволяет выделить в каждой зоне цветовой и смысловой центр.

 

Автор проекта архитектор Максим Тихонов (дизайн-бюро m2project)

Фото: Ольга Мелекесцева

 

 
Все права защищены. 
© 1998-2019 ООО "РИА Русское Бизнес Агентство"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "РИА Русское Бизнес Агентство" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Партнеры