Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Июль-август, 2014 / Геометрия ар-деко

Геометрия ар-деко


Этот проект для архитектора Сергея Пилецкого продолжение своеобразного «венка сонетов» в стиле ар-деко, созданного для одной семейной пары. Начался он, можно сказать, случайно. Интересующаяся искусством заказчица неожиданно приобрела работу в ар-деко. Посоветовавшись с архитектором, она решила заказать интерьер своего загородного дома именно в этом стиле. Сотрудничество оказалось удачным — интерьер получился стильным, привлекательным и уютным (несколько лет назад мы публиковали его в журнале). Поэтому, когда семья приобрела новую квартиру, заказчице не пришлось терзаться долгими размышлениями относительно стиля (только ар-деко!) и того, кому поручить работу (разумеется, Сергею Пилецкому!). Надо добавить, что до проекта дома архитектор создавал также интерьеры квартир для взрослых детей заказчицы, то есть на момент начала работы над данной квартирой сотрудничество было настолько долгим, что вполне заслуживало титула дружбы.

Итак, ар-деко — любимый стиль Сергея Пилецкого. «Одними из важнейших составляющих присущего ему орнамента являются геометрические фигуры — треугольники, квадраты, круги, зигзаги, спирали (завитки). Жесткая геометрия и плавные линии символизируют единение техники и человека, — рассказывает  архитектор. — Когда проектировался интерьер дома для этой же заказчицы, планировка и декор создавались с использованием прямых линий, но в обстановке и отделке квартиры хотелось придумать что-то новое. Так появились плавные криволинейные перегородки и мотивы в виде завитков и спиралей. Спираль как символ бесконечного и вечного движения не используется прямо, от эксплуатации столь традиционного орнаментального мотива мне хотелось уйти. Тем не менее на потолке в гостиной фигурирует спираль, причем технически крайне сложно реализованная. Зазор между расположенными по спирали пластами гипсокартона составляет буквально три сантиметра, только-только чтобы поместилась светодиодная лента с разноцветной подсветкой. Освещение мы намеренно сделали театральным, броским. По внутреннему контуру идет лента одного цвета, по внешнему — другого. При желании хозяева могут играть с освещением, меняя цвета сообразно своему настроению. Вся поверхность спирали покрыта фактурной штукатуркой, имитирующей кожу змеи. Если бы не профессионализм строителей под руководством Арцви Мхитаряна, реализовывавших проект, вряд ли удалось  создать этот элемент».

В остальных зонах квартиры вместо классической спирали в орнаменте использованы волна, плавный завиток, круг или сегмент круга. Они присутствуют в отделке пола и потолков, в витражах, в плитке и орнаментах на обивке мебели. Кстати, о мебели. «Прежде всего я архитектор, а не декоратор, — утверждает Сергей Пилецкий. — Поэтому для меня работа всегда начинается с организации пространства. Так, в этом проекте точкой, от которой, словно волна, выстраивается все пространство, стали гардеробная и кладовая, вписанные в круг (потребовалось изготавливать на заказ двери сложной радиусной формы и витражи, украсившие перегородку между кухней, кабинетом и прихожей). Перегородка, помимо всего прочего, позволила поиграть с визуальным восприятием пространства и сделать холл обманчиво огромным за счет захода потолка над кухонной мебелью и размещения на нем подсветки. Психика человека устроена так, что объем помещения он подсознательно оценивает по площади и высоте потолков. И, «подарив» холлу кусок объема над кухонными шкафами, обычно не эксплуатируемого и никак не обыгрываемого, я заставил его казаться просторнее. Несколько сортов и видов плитки и пробкового покрытия, использованные для отделки полов, не только украшают холл, но и визуальные ориентиры движения».

Аналогично (за счет расположения декора и его подсветки на потолке) удалось заметно увеличить и сделать светлее и воздушнее спальню. Декор потолка здесь очень сложный, на потолке размещено зеркало, а на некотором расстоянии от него закреплен ажурный орнамент, выпиленный из МДФ. За сложность резьбы и монтажа строители, создававшие этот потолок, окрестили конструкцию Эйфелевой башней. Чтобы подчеркнуть цельность, органичность антуража, отправной точкой для создания узора сделали сложный орнаментальный мотив, украшающий спинку кровати. Благодаря размещению подсветки между зеркалом и ажурными пластинами, достигается эффект отсутствия потолка — отражения и блики создают впечатление, что за тонким темным кружевом резных панелей находится бескрайнее пространство, наполненное светом, открытое небо.

«Обычно выстроив пространство, я подбираю под него подходящую мебель и только потом, опираясь на имеющиеся формы, материалы и цвета, декорирую интерьер, — объясняет архитектор. — Единственный минус — это делается дольше, чем подбор мебели с опорой на декор, но с моей точки зрения, овчинка стоит выделки».

В этом интерьере смысловым центром и «законодателем мод» для всего пространства стал кабинет. Не обошлось без забавной истории. Первоначально были приобретены кресло и пьедестал, более заслуживающие титула арт-объектов, нежели банального определения «мебель». Предполагалось, что в дополнение к ним в кабинете поселятся письменный стол, библиотека и диван в том же стиле. Но, как выяснилось, заказ в Италии подходящего к креслу дивана, да еще и раскладного (настоятельное пожелание хозяев), обошелся бы просто в астрономическую сумму. Переплачивать не хотелось, и архитектор совместно со своим коллегой художником Игорем Иващенко (его мастерская занималась изготовлением дверей, витражей и мебели для проекта) нашли остроумный выход. Были приобретены диван устраивающей владельцев квартиры модели с хорошим механизмом раскладывания, точно такая же, как на кресле, обивочная ткань и… подлокотники от кресла. После чего диван был перетянут новой тканью, а его «штатные» подлокотники заменены на снятые с кресла. Результат не отличить от фабричного, зато затраты на шикарную вещь оказались достаточно скромными. Стол проектировался с таким расчетом, чтобы в тумбе можно было спокойно разместить системный блок и принтер. Библиотека получилась не только красивой, но и функциональной. Помимо вместительных шкафов и стеллажей в ней есть ящики с секретом — это декоративные элементы, которые при нажатии на них сами выезжают.

Точно так же, как и с кабинетом, решалась проблема с барной стойкой на кухне. Для последней был найден невероятной красоты гарнитур из массива дерева двух пород, отделанный по фасадам текстурированной кожей, специально обработанной для использования во влажных зонах. Однако барной стойки нужного размера (кухня в этой квартире невелика, и чтобы выкроить место для обеденной группы пришлось присоединять балкон) производитель кухонь не выпускал. Все, что предлагалось в каталоге, было категорически велико. Тратить лишние деньги и время, заказывая «неформатную» стойку у производителя кухонь, не стали. Вместо этого нашли массив дерева подходящей породы и оттенка и изготовили стойку нужной конфигурации сами, по собственному эскизу Сергея Пилецкого.

По специальному заказу здесь изготовлена даже шикарная мраморная плитка. Для ванной хозяев она украшена золотым декором, для гостевого санузла — серебряным. Чтобы пористый и довольно мягкий камень беспроблемно служил во влажной зоне, плитку еще при изготовлении подвергли специальной обработке. Мрамор несколько раз нагревался и покрывался воском, надежно запечатывающим поры и микротрещинки. После этой обработки ни вода, ни бытовая химия не в силах испортить плитку. Увлекательные игры с организацией пространства, столь хорошо удающие­ся архитектору, превратили обычную квартиру площадью около ста пятидесяти квадратных метров в настоящий лабиринт чудес. Например, не зная секрета, найти вход в ванную при спальне хозяев практически невозможно. Не всякий догадается, что нужно, как в сказке про Нарнию, войти в… шкаф.  Кстати, его раздвижные двери, похожие на сверкающее панно, из зеркального стекла с прихотливо изогнутыми декоративными элементами из темного дерева больше напоминают украшение, чем фасады банального шкафа для одежды. Пол, выложенный натуральной кожей, органично дополняет роскошный, но не помпезный интерьер спальни.

Архитектор совершенно искренне уверен, что в сложности и изяществе получившегося интерьера есть немалая заслуга заказчицы. Она принимала активное участие в творческом процессе и с восторгом соглашалась на нестандартные решения, что позволило их полностью реализовать. Отвергли лишь единственную идею, да и то исключительно по прагматической причине. Первоначально автор проекта предполагал, что панно из оникса с подсветкой в гостиной будет выполнено в форме веера, закрывающего почти всю стену, а для поддержания очередной изогнутой линии планировал установить круглую стойку под ТВ. Однако при расчетах и составлении сметы было выяснено, что выкладывание веера удорожает предполагаемое украшение в два раза — чем сложнее форма, тем больше ценного материала обречено оказаться в отходах производства. В связи с этим панно было решено сделать прямоугольным (соответственно, и тумба под ТВ также была выбрана другая, стандартной прямоугольной формы). На оставшихся по обеим сторонам от панно фрагментах стены удачно разместились картины английского художника Ферчайлда. Глядя на этот проект, нетрудно понять, почему Сергей Пилецкий говорит об ар-деко как о любимом стиле. Несмотря на то, что он давно вошел в обойму «исторических» стилей, ар-деко очень вариативен, изыскан и, когда интерьер создает профессионал, способен выглядеть ошеломляюще свежо и современно. Присущие ему орнаментальность, игра с фактурами и цветом как нельзя лучше соответствуют современным понятиям о красоте и гармонии. Кроме того, разнообразие возможных в рамках этого стиля решений позволяет создавать интерьеры на любой вкус, от достаточно лаконичных до роскошных, не впадая в крайности и не жертвуя практичностью и комфортом ради оригинальности и красоты.

 

Автор проекта архитектор Сергей Пилецкий
Фото: Евгений Матвеев
 
 
Все права защищены. 
© 1998-2019 ООО "РИА Русское Бизнес Агентство"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "РИА Русское Бизнес Агентство" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Партнеры